Закон о банках

Банковская тайна

Прямое разъяснение данного определения в нормативных актах нет. Однако в законах наличествуют перечни сведений, которые относятся к категории банковской тайны. В частности, они присутствуют в ГК и рассматриваемом нормативном акте. Однако объекты в них имеют некоторые отличия. В качестве банковской тайны, безусловно, признаются сведения, касающиеся счета и вклада. В соответствии со ст. 857 ГК, данные о клиенте также относятся к этой категории. Однако закон «О банках и банковской деятельности» это положение не предусматривает. Но в нормативном документе есть указание на то, что к тайне могут быть отнесены другие сведения, если это не запрещается в ФЗ (ст. 26). За разглашения такого рода информации предусматривается ответственность для кредитной организации. Клиент также может потребовать возмещения ущерба, причиненного такими действиями.

Федеральные законы центрального банка

Федеральным законом «О Центральном банке» определяется в первую очередь понятие организации как юридического лица, которое самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, имеет уставной капитал и находится в федеральной собственности. При этом ЦБ РФ не несет ответственности за долги государства.

Среди основных профессиональных задач главного банка страны – работа над развитием, укреплением, повышением эффективности и бесперебойным функционированием банковской и платежной системы страны, а также сохранение устойчивости национальной валюты государства. ЦБ РФ также отвечает за эмиссию денежных средств и организацию их обращения.

Операции

Закон «О банках и банковской деятельности» в ст. 5 устанавливает перечень действий, которые вправе совершать финансовые институты. К ним относят следующие операции:

  1. Привлечение средств организаций и граждан во вклады срочные и до востребования.
  2. Размещение от собственного имени и использовани своих ресурсов, указанных в предыдущем пункте финансов.
  3. Открытие и обслуживание счетов организаций и физлиц.
  4. Выполнение денежных переводов по поручению граждан и юрлиц, банков-корреспондентов в том числе.
  5. Инкассацию векселей, денежных средств, расчетных и платежных документов, а также кассовое обслуживание клиентов.
  6. Приобретение и продажу инвалюты в безналичной и наличной формах.
  7. Выдачу банковских гарантий.
  8. Привлечение в качестве вкладов и размещение драгметаллов.
  9. Осуществление денежных переводов без открытия счета, электронных средств в том числе (кроме почтовых).

Закон «О банках и банковской системе» предъявляет определенные требования к субъектам, открывающим счета. В частности, индивидуальным предпринимателям и юрлицам необходимо предоставлять свидетельства о госрегистрации и постановке в налоговой службе на учет. Исключением являются органы местной и государственной власти.

Клиентов банков “раскрасят” в цвета светофора

Новость о том, что в Госдуме появился законопроект о “светофоре”, еще в ноябре облетела интернет. До 21 января 2021 года ожидаются правки и предложения, а рассмотрение проекта запланировано на февраль 2021 года.

Для банков планируется создать единую платформу (информационный сервис) под названием “Знай своего клиента” (Платформа ЗСК или KYC — Know Your Client). С помощью сервиса кредитные организации в целях противоотмывочного контроля смогут получать информацию о риске, связанном с тем или иным клиентом банка, а также его контрагентах. Предполагается, что в зависимости от уровня риска (низкий, средний, высокий) клиент будет относиться к определенной цветовой категории (соответственно — зеленая, желтая, красная).

О том, какая категория присвоена вашей организации, можно будет узнать из оповещения банка — он обязан сообщить клиенту эти данные.

Перед открытием счета и при совершении операций банк будет обращаться к Платформе ЗСК и соответственно действовать:

  • Клиентам из “зеленой зоны” все пути открыты. К ним будут применяться минимум антиотмывочных инструментов, они свободно могут проводить платежи с другими “зелеными” клиентами банков.
  • “Желтые” рискуют получить отказ в совершении операций, если банк посчитает их сомнительными.
  • “Красные” получат однозначный стоп-сигнал. Они не смогут совершать расходные операции, поступления даже от “зеленых” контрагентов им не светят. Нельзя будет открыть счет в банке. Мало того, если вы попадете в самую рисковую группу и не сможете это оспорить, то банк закроет счет, а все средства с него перечислит в бюджет РФ.

Не только организация может оспорить категорию риска, определенную для него Центробанком. Обслуживающий банк также может ходатайствовать за своего клиента.

Пока что неизвестно, какие критерии будут влиять на решение ЦБ, они будут устанавливаться Центробанком и Росфинмониторингом совместно. Но ввод в работу платформы запланирован уже на конец 2021 года, а полномасштабное использование — с 1 квартала 2022 года, поэтому, скорее всего, принятие изменений в законодательство произойдет уже в середине-конце 2021 года.

Цель законопроекта, как всегда, благая: банки смогут сосредоточиться на контроле за действительно сомнительными и рисковыми операциями, а бизнес перестанет страдать от так называемых “технических” блокировок, когда даже обычные операции попадают под ограничения.

Уже сейчас многие банки используют цветную маркировку при проведении платежей, чтобы клиент мог оценить риски работы с тем или иным контрагентом. Действуют специальные сервисы для проверки как внутри банка (часто они входят в тарифы РКО), так и в качестве отдельных приложений. Поэтому подготовиться к предстоящим изменениям можно уже сейчас.

Статья 9. Отношения между кредитной организацией и государством

Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств.

Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация обязана получать в порядке, установленном Банком России по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и рассматривать поступившие от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведений о счетах, вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, направляемые в целях проведения предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии. При наличии у кредитной организации сведений о счетах, вкладах кредитная организация обязана направлять указанные сведения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Банком России по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации о выборах.

Кредитная организация и должностные лица кредитной организации несут ответственность за нарушение требований части шестой настоящей статьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР «О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР»

(в ред. Федеральных законов , , )

Принят Государственной Думой 7 июля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года

Статья 1

Внести в РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 9, ст. 391; N 34, ст. 1966) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:

Текст новой редакции документа включен в базу отдельным .

Абзацы сто тридцать шестой — сто тридцать восьмой утратили силу. (в ред. Федерального закона )

Статья 2

До принятия Федерального закона, устанавливающего порядок регистрации некоммерческих организаций, регистрация союзов и ассоциаций кредитных организаций производится органами юстиции в порядке, определяемом для общественных объединений.

Статья 3

На период до 1 января 1996 года филиалы иностранных банков, а также кредитные организации, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют более 50 процентов, не имеющие лицензии на осуществление банковских операций по состоянию на 1 января 1995 года, осуществляют банковские операции только с физическими и юридическими лицами — нерезидентами.

Статья 4

Правительству Российской Федерации и Банку России в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона разработать и внести в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы проект федерального закона об обязательном страховании вкладов граждан.

Статья 5

Кредитные организации осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с лицензией Банка России до урегулирования данного вопроса федеральным законом о рынке ценных бумаг.

Статья 6

Действие части третьей Федерального закона «О банках и банковской деятельности» не распространяется на деятельность банков, осуществляющих привлечение во вклады средств граждан на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 7

Доверительное управление денежными средствами по договору с физическими и юридическими лицами может осуществляться организациями, не являющимися кредитными, только на основании лицензии, выдаваемой в установленном федеральным законом порядке.

Статья 8

Осуществление отдельных банковских операций федеральной службой почтовой связи регулируется специальным федеральным законом. (в ред. Федеральных законов , )

Статья 9

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

3 февраля 1996 года.

N 17-ФЗ

Принципы банковского законодательства

Правовые нормы банковской деятельности основаны на двух группах принципов.

1. Общие принципы банкоского законодательства, определяющие правовой статус банковских организаций и устанавливающие нормы экономической модели РФ.

Сюда относятся такие принципы:

  • свободы экономической деятельности;
  • неприкосновенности собственности;
  • необходимости конкуренции и запрещения монополии;
  • осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве.

2. Специфические принципы банковского законодательства, регламентирующие порядок организации, развития и функционирования банковской системы.

В эту группу включены принципы:

  • организационно-правового построения финансовой системы;
  • определяющие порядок осуществления банковской деятельности;
  • независимости Центробанка;
  • банковской тайны.

Комплексное описание норм и принципов можно найти в оригинале документа.

Банковское законодательство, конечно занимает ключевую позицию в регулировании финансовой и банковской системы в стране, определяя форму деятельности и правовой регламент тех или иных банковских структур. Но это не означает, что оно не совершенствуется и не эволюционирует.

По мере формирования и развития банковской системы, законы становились более определенными и жесткими, в целях предотвращения банкротства банков, мошеннических действий и спекуляций.

Принципы банковского законодательства

Правовые нормы банковской деятельности основаны на двух группах принципов.

1. Общие принципы банкоского законодательства, определяющие правовой статус банковских организаций и устанавливающие нормы экономической модели РФ.

Сюда относятся такие принципы:

  • свободы экономической деятельности;
  • неприкосновенности собственности;
  • необходимости конкуренции и запрещения монополии;
  • осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве.

2. Специфические принципы банковского законодательства, регламентирующие порядок организации, развития и функционирования банковской системы.

В эту группу включены принципы:

  • организационно-правового построения финансовой системы;
  • определяющие порядок осуществления банковской деятельности;
  • независимости Центробанка;
  • банковской тайны.

Комплексное описание норм и принципов можно найти в оригинале документа.

Общие положения 395-1 ФЗ

Перечень законодательных актов, являющихся основными в сфере регулирования банковской деятельности:

  • ФЗ-351-1 — О банках и банковской деятельности — является основополагающим законом в области регулирования работы банков. Он определяет базовые понятия и термины, классифицирует банковские организации и документы, определяет отношения между государством, банками и клиентами, а также устанавливает порядок регистрации кредитных учреждений и их деятельность.
  • ФЗ-86 — О Центральном банке Российской Федерации — регулирует деятельность главной финансовой организации страны, а также её филиалов. Банк России устанавливает национальную валюту, следит за её стабильностью и контролирует работу всех кредитных организаций.
  • ФЗ-161 — О национальной платёжной системе — устанавливает порядок осуществления денежных переводов и правила предоставления платёжных услуг на территории РФ.
  • И-153 — Инструкция ЦБ РФ об открытии и закрытии банковских счетов — предусматривает необходимые документы для создания банковского счёта, а также правила его использования.
  • И-139 — Инструкция ЦБ РФ об обязательных нормативах банков — устанавливает правила расчёта обязательных банковских нормативов.

Также необходимо обратить внимание на Конституцию РФ, а именно на статьи 71, 74, 75, 83, 103, 106, которые разрешают и ограничивают работу банков, а также статья 857 ГК РФ, которая определяет понятие банковской тайны и предусматривает правила её соблюдения. Далее рассмотрим Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”

Далее рассмотрим Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”.

Краткое содержание ФЗ-351-1 по главам:

  • Глава 1 предусматривает общие положения закона: определяет основные термины, используемые в банковской сфере, устанавливает виды финансовых и кредитных организаций, а также предусматривает основные правила их функционирования;
  • Глава 2 регулирует порядок регистрации кредитных и банковских учреждений, правила получения соответствующей лицензии для осуществления деятельности и особенности ликвидации указанных организаций;
  • Глава 3 перечисляет требования для обеспечения стабильной работы банковской системы, а также для защиты прав и интересов вкладчиков;
  • Глава 4 устанавливает правила межбанковских отношений и порядок обслуживания клиентов;
  • Глава 5 предусматривает особенности открытия и функционирования филиалов кредитных организаций на территории иностранных государств;
  • Глава 6 определяет особенности осуществления банковских вкладов физическими лицами и правила их обязательного страхования;
  • Глава 7 устанавливает требования к ведению бухгалтерского учёта в банковских организациях и порядок надзора за деятельностью кредитных учреждений.

Закон о банковской деятельности вступил в силу 2 декабря 1990 года. С момента принятия он неоднократно дополнялся и редактировался. Последние изменения ФЗ-351-1 произошли 31 декабря 2017 года.

Что такое комплаенс?

Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

Статья 22. Филиалы, представительства и внутренние структурные подразделения кредитной организации

Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.

Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции.

Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.

Руководители филиалов и представительств назначаются руководителем создавшей их кредитной организации и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности.

Кредитная организация открывает на территории Российской Федерации филиалы и представительства с момента уведомления Банка России. В уведомлении указываются почтовый адрес филиала (представительства), его полномочия и функции, сведения о руководителях, масштабы и характер планируемых операций, а также представляются оттиск его печати и образцы подписей его руководителей. Сведения об адресе и месте нахождения филиалов и представительств публикуются кредитной организацией и Банком России на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в установленном Банком России порядке.

Часть шестая утратила силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 106-ФЗ.

Филиалы кредитной организации с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации регистрируются Банком России в установленном им порядке.

Внутренним структурным подразделением кредитной организации (ее филиала) является ее (его) подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации (ее филиала) и осуществляющее от ее имени банковские операции, перечень которых установлен нормативными актами Банка России, в рамках лицензии Банка России, выданной кредитной организации (положения о филиале кредитной организации).

Кредитные организации (их филиалы) вправе открывать внутренние структурные подразделения вне мест нахождения кредитных организаций (их филиалов) в формах и порядке, которые установлены нормативными актами Банка России.

Полномочие филиала кредитной организации на принятие решения об открытии внутреннего структурного подразделения должно быть предусмотрено положением о филиале кредитной организации.

Открываемые на территории Российской Федерации представительства иностранных кредитных организаций подлежат аккредитации Банком России в установленном им порядке. Представительство иностранной кредитной организации вправе осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента его аккредитации Банком России.

Банк России в установленном им порядке осуществляет действия, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных», по обработке персональных данных руководителя и заместителя руководителя представительства иностранной кредитной организации, открытого на территории Российской Федерации, и кандидатов на эти должности.

Банк России в установленном им порядке осуществляет действия по аккредитации иностранных граждан, которые будут осуществлять трудовую деятельность в представительстве иностранной кредитной организации (далее — персональная аккредитация).

Формы документов, подтверждающих аккредитацию Банком России представительства иностранной кредитной организации и персональную аккредитацию иностранного гражданина, порядок осуществления Банком России контроля за деятельностью представительства иностранной кредитной организации устанавливаются Банком России.

Банк России в установленном им порядке вправе оказывать содействие при оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранных кредитных организаций, членов их семей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector