Расшифровка коэффициентов осаго и базовые ставки по страховым компаниям
Содержание:
- Виды страховых премий:
- Какие показатели, кроме износа деталей автомобиля, используются?
- Возможные ошибки и трудности при расчете
- Таблица минимальных и максимальных базовых тарифов для расчета ОСАГО
- Как повысить класс КБМ?
- Коэффициент мощности автомобиля ОСАГО
- Базовая ставка ОСАГО
- Порядок действий при расчете страхового взноса
- Понятие «бонус-малус»
- Как узнать
- Правила применения и срок действия повышающих значений
Виды страховых премий:
А. По своему целевому назначению страховые взносы набирают таких форм:
— рисковая премия;
— сберегательный (накапливаемый) взнос;
— нетто-премия;
— достаточный вклад;
— брутто-премия (тарифная ставка).
Рисковая премия — чистая нетто-премия. Это определенная часть страхового взноса в денежной форме, которая призвана обеспечить покрытие риска, ее величина напрямую зависит от степени вероятности наступления оговоренного в договоре страхового случая. Рисковый взнос является функцией от вероятности наступления риска. В личном страховании она чаще всего зависит от структуры разделенной по возрасту и полу. В имущественном — рисковые премии относительно постоянные.
Сберегательный вклад (накапливаемый) — используется при страховании жизни. Он должен в полном объеме покрывать платежи страхователя по окончании установленного срока страхования. На практике, условия страхования требуют, чтобы страховая нетто-премия в течение действия договора оставалась неизменной, а лучше постоянной, а с возрастанием риска увеличивалась рисковая премия и уменьшались сберегательные, и наоборот.
Нетто-премия — это взнос, который необходим для покрытия страховых платежей за заранее определенный промежуток времени по конкретному виду страхования. Если возможное планомерное развитие риска, то нетто-премия обычно равна рисковой премии. В условиях меняющегося риска, предполагается гарантийная (для стабилизации ситуации) надбавка. В таких условиях нетто-премия отличается от рисковой на величину стабилизационной надбавки, которая в свою очередь может быть выражена как положительным так и отрицательным числом. В имущественном страховании нетто-премия равна рисковой премии плюс необходимая стабилизационная надбавка, а в личном нетто-премия равна рисковой премии плюс сберегательные взнос. Иногда добавляют еще стабилизационную надбавку. Достаточный взнос — это необходимая сумма нетто-премии и нагрузки, которые включают в расходы страховщика. Этот вклад рассматривают как брутто-премию или тарифную страховую ставку.
Брутто премия — это тарифная ставка страховщика. Она равна достаточному вкладу плюс надбавки, идущей на покрытие расходов, связанных с превентивными мерами, рекламой, покрытием убыточных видов страхования и т.д.. Каждый дополнительный элемент вызывает рост тарифной ставки.
Б. По характеру рисков, подлежащих страхованию, страховые премии делят на натуральные и постоянные.
Натуральная премия — премия, покрывающая риск за заранее определенный промежуток времени. Она соответствует фактическому развитию риска. На данный промежуток времени равна рисковой премии. В долгосрочном периоде она меняется с ежегодной сменой риска. Например, в договорах страхования жизни с ростом продолжительности жизни растет натуральная премия. Страховщик изучает тенденции развития натуральной премии и с учетом этих данных вносит коррективы во внутреннюю политику страховой компании.
Постоянные (фиксированные) премии — взносы, которые с течением некоторого времени остаются неизменными. Чаще всего используются они в имущественном страховании, присущие постоянным рискам, хотя стабильность относительна, поскольку с изменением технологий меняются и риски, и премии.
В. По форме уплаты необходимых страховых взносов их распределяют так: одноразовые; текущие; годовые; рассроченные.
Одноразовая премия уплачивается страхователем страховщику за весь период страхования вперед. Текущие страховые премии — часть от общих обязательств субъекта страхователя перед страховщиком. Сумма текущих взносов больше единовременного взноса. Годовой взнос — единовременный взнос по договорам, имеющих годовой срок действия. Этот взнос не делим. В личном страховании применяются как срочные так и пожизненные годовые страховые премии. Рассрочена премия — разделенная на части годовая премия (за полугодие, квартал, месяц).
Г. По времени уплаты страховых премий их распределяют так: авансовые; предыдущие.
Авансовые премии — платежи, которые необходимо страхователю уплатить страховщику до наступления момента их уплаты, оговоренного пунктами существующего договора. Предыдущая премия — разрешена страховщиком полная или же частичная уплата необходимого взноса до наступления срока уплаты, ее рассматривают как вклад сберегательного характера. На эти премии начисляются проценты по вкладам.
С наступлением страхового случая до истечения прописанного в договоре срока, страхователь или наследник получают в качестве исключения кроме страховой суммы еще и те необходимые страховые премии, по которым предельный срок уплаты еще не наступил. В этом различие между авансовыми и предыдущими премиями.
Какие показатели, кроме износа деталей автомобиля, используются?
В формуле расчета стоимости полиса используются следующие показатели — КБМ, КТ, КМ, КВС, КО, износ деталей автомобиля, КН, сфера применения, сезонность, КС.
КБМ.Коэффициент бонус-малус. Его начисляют за определенный период безаварийности, обозначается классом вождения. Показатель присваивается именно водителю, а не транспортному средству. При замене последнего, качество вождения прежнее. Класс вождения можно повысить/понизить только по истечению года от заключения страхового договора.
При расчете цены могут сделать скидку, если страховка оформляется не более чем через год от старой (иначе присваивают 3 класс). Например, при аварии КБМ повышается, и полис дорожает на 50 процентов. А за каждый безаварийный год скидывают 5%. Максимальная скидка — 50%, если ездить без аварий 10 лет. Наличие нескольких водителей влияет скидку, ставят самую минимальную.
Справка! Скрыть манеру вождения от страховщика не получится, с начала 2013 года страховщики при заключении договоров просматривают историю водителя по страховкам по базе РСА. База пополняется, система позволяет узнать информацию по полисам ОСАГО и страховым компаниям.
Территории (КТ).Ценовая стоимость документов страхования зависит от регионального расположения. Его показатель варьируется от 1,5 до 2 значений. Он выявляется по месту регистрации проживания физического лица и места регистрации фирмы/предприятия для юридического. Высокий показатель присвоен большим городам с повышенным риском ДТП.
По мощности автомобиля (КМ).Технические показатели транспорта влияют на стоимость полиса. Мощный автомобиль оценивается дороже, нежели авто, двигатель которого имеет малые лошадиные силы. Мощность авто прописана в ПТС.
Возраст и стаж водителя (КВС).Еще один показатель расчетной формулы полиса. Обычно высчитывается согласно возрасту и водительскому стажу водителя. Критериальный размер до 22-х лет и после 22-х лет, водительский стаж — до 3-х лет и после 3-х лет.
Ограничения (КО).Данный коэффициент напрямую связан с КВС, а также с количеством водителей, допущенных к управлению автотранспортом в страховке. Например, если в страховку будет вписан как водитель родственник (жена, дети, братья, отец и мать), то можно указать до пяти человек и значение показателя не измениться (1). Указывать в автогражданке всех нужно поименно. Если имеется возможность нахождения за рулем неограниченного числа водителей, то показания равны 1,8.
Износ деталей.Независимой экспертизой назначается технический осмотр. Затем происходит оценивание состояния исходных деталей транспортного средства для того, чтобы после ДТП, оплачивалась замена и их починки в автосервисе. Водитель может указать степень изношенности деталей либо не указавать (тогда услуги сервиса и покупка деталейоплачиваются пополам со страховщиком).
Цена товара определена в базе РСА, процентный износ вычисляется, суммы умножаются, а результат выплачивают пострадавшему.
Коэффициент нарушений (КН).На цену договора по страховки ощутимо влияет качество вождения транспортным средством. Показатель нарушений (КН) равен 1,5, его вписывают в формулу, когда в водительской истории присутствуют грубые нарушения правил дорожного движения
Например:
управление в состоянии алкогольного опьянения;
скрытие с места ДТП (особенно при наличии пострадавших);
умышленная подстава авто для ДТП;
виновник ДТП не указан в страховом полисе.
Важно! Показатель обнуляется, когда за год виновника не вписали в новый полис. Если в формуле используют КН, то можно сделать переоформление транспорта на другого водителя или написать неограниченное количество — тоже обнулится.
Сфера применения транспорта.Данный показатель зависит от следующих факторов:
управление транспортом с использованием прицепа;
применения в сфере такси и перевозки пассажиров;
грузоперевозки.
Коэффициент при этом повышает стоимость страхования в 1,5-2 раза.
Сезонность (КС).Есть возможность оформить страховой документ на три или шесть месяцев (обячно на год), если транспорт используется в определенный период
Это очень удобно для владельцев мотоциклов, квадроциклов, сельхозтехники. Многие оформляют такой вид полисов для поездки в дальнюю командировку или, когда авто используется только в сезон дач.
Возможные ошибки и трудности при расчете
Страхование имущества
При повреждении имущества основным вопросом является проведение экспертизы. Возмещению подлежат только расходы на его приведение в состояние на момент наступления страхового случая. Поэтому следует как можно более точно определить, какие именно дефекты возникли при этом событии. При полной гибели имущества, то есть невозможности или экономической нецелесообразности его ремонта, для расчета возмещения применяется его полная стоимость.
Если же по вине страхователя провести экспертизу невозможно, например, имущество утилизировано или восстановлено им до проведения осмотра, выплаты производить нельзя.
Расчет страхового возмещения от н/с и болезней
Возмещение в связи с причинением вреда здоровью учитывается исходя из среднемесячного заработка получившего нетрудоспособность.
Среднемесячный заработок определяют с учетом доходов за последние 12 календарных месяцев. В него включаются все выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам (кроме единоразовых компенсаций), авторские гонорары и предпринимательские доходы.
При расчете учитывается степень утраты профессиональной способности.
В отдельных случаях предусматривается возмещение дополнительных расходов на лечение (покупка лекарств, специализированное питание, уход третьих лиц и т.п.). Оно предполагает обязанность доказать, что утративший трудоспособность в них нуждается.
Страхование жизни
При смерти застрахованного учитываются следующие затраты:
- расходы на погребение. К ним относятся предоставление полного списка ритуальных предметов, перевозка трупа, подготовка могилы, само погребение или кремация, установка ограды и памятника и т.п.;
- назначение ренты или единовременная выплата по утере кормильца. Право на их получение имеют право нетрудоспособные, находившиеся на иждивении покойного, дети, в том числе родившиеся уже после смерти, а также взявшие на себя обязанности по воспитанию его несовершеннолетних детей, братьев и сестер, внуков.
Несовершеннолетние получают выплаты до 18 лет, при обучении по очной форме в образовательных организациях высшего или среднего профессионального образования – до 23 лет. Взявшие на воспитание детей умершего могут получать выплаты достижения ими 14 лет, инвалиды – в течение всего срока назначения инвалидности, лица пенсионного возраста – пожизненно. Размер возмещения в данной части определяется с учетом заработка погибшего, на которую каждый из них мог претендовать при его жизни.
Определение сумм, подлежащих выплате при наступлении страхового случая, всегда достаточно сложно и неоднозначно. С одной стороны, страховая деятельность – это серьезный бизнес, его задача состоит в минимизации любых расходов. С другой стороны, нельзя не признать важную социальную функцию страхового дела, призванного уменьшить затраты, возникающие у населения не по его вине.
Таблица минимальных и максимальных базовых тарифов для расчета ОСАГО
Вид транспорта | Минимальное значение ТБ (руб.) |
Максимальное значениеТБ (руб.) |
Мопеды и легкие квадрициклы, мотоциклы, (ТС категории (A), (М) | 867 | 1 579 |
ТС категории (B(, (BE) юридических лиц | 2 573 | 3 087 |
ТС категории (B), (BE) физические лица и индивидуальные предприниматели | 3432 | 4 118 |
ТС категории (B), (BE) применяемые в такси | 5138 | 6 166 |
ТС категорий (C) и (CE) с максимальной массой 16 тонн и менее | 3509 | 4211 |
ТС категорий (C) и (CE) с разрешенной максимальной массой более 16 тонн | 5 284 | 6341 |
ТС категорий (D) и (DE) с числом мест для пассажиров до 16 мест включительно | 2 808 | 3370 |
ТС категорий (D) и (DE) с числом мест для пассажиров более 16 | 3 509 | 4211 |
ТС категорий (D) и (DE) Маршрутные автобусы | 5138 | 6 166 |
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и другие машины | 1124 | 1 579 |
Троллейбусы ТС категории (Tb) | 2808 | 3370 |
Трамваи, ТС категории (Tm) | 1751 | 2101 |
Как повысить класс КБМ?
Повышение уровня в таблице коэффициента бонус-малус происходит на один пункт за каждый безаварийный год. Соответственно, водителям, не совершающим аварий, стоимость полиса автострахования с каждым годом обходится на 5% дешевле. Иногда случаются ситуации, когда коэффициент бонус-малуса понижается ошибочно, в результате некоего сбоя в системе учёта РСА. Здесь потребуется обращение в союз автостраховщиков с требованием внести исправления в базу данных и восстановить КБМ. В качестве доказательства своей правоты, следует приложить справку из ГИБДД об отсутствии за истекший год автоаварий, произошедших по вашей вине.
Другой случай — страховая компания ошибочно применяет к вам коэффициент, не соответствующий базе РСА. Здесь достаточно обратиться к специалистам данной страховой организации с просьбой перепроверить данные и произвести перерасчёт. При замене водительского удостоверения на новое, чтобы страховая компания автоматически не понизила ваш класс до базового третьего, следует обратиться в офис фирмы с соответствующим заявлением, где будет указаны номера нового и старого удостоверений.
Коэффициент мощности автомобиля ОСАГО
Данная норма корректировки тарифа применяется исключительно к легковым автомобилям физических и юридических лиц, включая транспорт, используемый в качестве такси. Коэффициент мощности ОСАГО может как увеличивать, так и уменьшать итоговый платеж.
Рассчитывать на снижение платежа могут владельцы автомобилей с двигателями мощностью до пятидесяти лошадей включительно.
Для собственников машин с двигателями мощностью свыше пятидесяти и до семидесяти лошадиных сил включительно тариф не изменится. В их случае в полисе не применяется ни повышенный, ни пониженный коэффициент Км.
В иных случаях значение коэффициента мощности определяется в соответствии с приведенной таблицей.
Таблица. Коэффициенты ОСАГО в зависимости от мощности двигателя легкового авто
таблица скроллится вправо
Мощность двигателяв лошадиных силах | Увеличениетарифа в процентах |
---|---|
Более 150 |
60 |
Более 120 до 150 включительно |
40 |
Более 100 до 120 включительно |
20 |
Более 70 до 100 включительно |
10 |
Таким образом, существует взаимосвязь между мощностью автомобиля и итоговым платежом. Более мощные транспортные средства по статистике чаще приносят убытки страховым компаниям, потому их владельца приходится платить за автогражданку больше.
При этом Км является одним из коэффициентов, из-за которых может быть необоснованно занижен платеж, что в дальнейшем часто приводит к расторжению полиса по инициативе страховой компании. Если же водитель такого авто успел стать виновником дорожной аварии, ему предъявят регрессное требование.
Поэтому крайне важно корректно определить мощность двигателя легкового автомобиля и без ошибок внести эту информацию в онлайн-заявление при заключении электронного полиса ОСАГО. Часто в регистрационных документах мощность указывается не в лошадиных силах, а в киловаттах
В таком случае нужно перемножить мощность в киловаттах на 1,36. Например, если в Свидетельстве о государственного регистрации ТС указано «55 кВт», реальная мощность в лошадях составляет 74,8. Мощность в киловаттах, как правило, указана в регистрационных документах подержанных автомобилей
Часто в регистрационных документах мощность указывается не в лошадиных силах, а в киловаттах. В таком случае нужно перемножить мощность в киловаттах на 1,36. Например, если в Свидетельстве о государственного регистрации ТС указано «55 кВт», реальная мощность в лошадях составляет 74,8. Мощность в киловаттах, как правило, указана в регистрационных документах подержанных автомобилей.
Таким образом, автовладелец никак не сможет повлиять на Км без риска расторжения полиса и предъявления регресса от страховой компании. Подобный риск однозначно перевешивает возможную экономию на автогражданке.
Базовая ставка ОСАГО
Базовый тариф ОСАГО на 2021 год установлен в середине прошлого года специальным указанием Банка России №5515-У, датированным 28.07.2020. Ведомственный документ определяет границы коридора, соблюдение которых обязательно для всех участников страхового рынка. Величина тарифной ставки, выступающей основной для дальнейших расчетов, зависит от типа транспортного средства. Значения этого показателя приводятся в расположенной ниже таблице.
Вид транспортного средства и его основные характеристики |
Базовая ставка тарифа на 2021 год |
|
min |
max |
|
Квадроциклы, мопеды и мотоциклы |
625 руб./год |
1 548 руб./год |
Легковые автомобили:
|
1 646 2 471 2 877 |
3 493 5 436 9 619 |
Автобусы:
|
2 134 руб./год 2 667 руб./год 3 905 руб./год |
4 165 руб./год 5 205 руб./год 7 399 руб./год |
Грузовые автомобили:
|
2 246 руб./год 3 382 руб./год |
6 064 руб./год 9 131 руб./год |
Трамваи |
1 331 руб./год |
2 521 руб./год |
Троллейбусы |
2 134 руб./год |
4 044 руб./год |
Спецтехника – дорожно-строительная, сельскохозяйственная и т.д. (кроме транспортных средств, не оснащенных колесными движителями) |
872 руб./год |
1 952 руб./год |
Установление тарифного коридора выступает основной причиной того, что предложения разных страховых компаний по оформлению ОСАГО различаются между собой. В результате у автовладельцев появляется возможность выбрать более подходящий по финансовому критерию вариант страховки. Очевидно, что большая часть предпочитает самые низкие с точки зрения цены полисы обязательного автострахования.
Базовая ставка ОСАГО по регионам
Важное значение при формировании стоимости полиса имеет территориальный коэффициент ОСАГО. Он учитывает интенсивность движения в разных регионах страны, отдельно выделяя самые крупные города и населенные пункты субъектов РФ
Такой подход нужно признать вполне логичным, так как количество транспортных средств на дорогах напрямую влияет на вероятность ДТП и, как следствие, риск наступления страхового случая. В процессе расчета цены базовая ставка умножается на региональный коэффициент, значение которого определяется на основании специальной таблицы. Полностью она содержится в узе упомянутом выше Указании Центробанка России. Здесь же имеет смысл привести в качестве примера несколько значений:
- для Москвы коэффициент на автомобили равняется 1,9, на спецтехнику – 1,18;
- для СПб аналогичные показатели составляют, соответственно, 1,72 и 1;
- для Самары – 1,54 и 1;
- для Кузнецка Пензенской области – 1 и 0,82.
Порядок действий при расчете страхового взноса
Как рассчитать размер страховой премии? При осуществлении данной процедуры необходимо исходить из того обстоятельства, что она обязана покрыть претензии страхового периода, которые были ожидаемы. Кроме того, страховой взнос должен:
- размер страховой премии должен сформировать страховые запасы;
- покрыть расходы организации на ведение предпринимательской деятельности;
- обеспечить получение дохода.
Отметим, что на размер страховой премии оказывают непосредственное влияние следующие факторы:
- система страхового портфеля организации или предприятия (компании);
- расходы страховой компании управленческого назначения.
Понятие «бонус-малус»
Коэффициент «Бонус-Малус» играет активную роль в формировании страхового взноса при страховании транспортного средства (ТС). Он является одним из сомножителей в математической формуле, по которой рассчитывается взнос. Существует единая для всех страховщиков таблица, по которой определяется «бонус-малус» и соответствующий ему класс водителя. Эти показатели по каждому конкретному водителю заносятся в единую базу данных профессионального союза страховщиков (ст. 30 Федерального Закона (ФЗ) РФ №40 от 25.04.2002 г.).
Законодательное регулирование
Основным законом, регулирующим отношения «страховщик – страхователь» в целом, и регламентирующим применение коэффициентов и тарифов для проведения расчетов страховых взносов и страховых премий, является Федеральный Закон № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. с изменениями и исправлениями от 25.09.2017 года. В пункте 2б статьи 9 данного нормативно-правового акта говорится о применении «бонус-малуса», входящего в состав страховых тарифов.
Как узнать
Зная формулу расчета стоимости ОСАГО и все требуемые коэффициенты произвести расчет можно самостоятельно. Единственная проблема возникает с определением коэффициента бонус-малус.
Определить или проверить коэффициент безаварийности ОСАГО можно по базе РСА.
Для этого на сайте организации требуется заполнить простую форму, в которой указать:
- к какой категории относится собственник автомобиля (юридическое или физическое лицо);
- какой страховой полис заключается (с ограниченным или неограниченным списком водителей, допускаемых к управлению автотранспортом);
- ФИО водителя, для которого требуется определить КБМ;
- дату рождения водителя;
- номер водительского удостоверения, который в обязательном порядке указывается в автогражданке;
- дату начала действия полиса.
В результате проведения проверки может быть получено одно из следующих сообщений:
значение коэффициента для указанного водителя составляет столько-то. Это означает, что информация о водителе есть в базе союза автостраховщиков;
значение коэффициента для данного лица не найдено. Водителю присвоен 3 класс и КБМ=1.
Последнее сообщение может быть получено в результате:
- ошибки при вводе данных. Чтобы проверить результат рекомендуется повторить попытку или воспользоваться другим сайтом для определения коэффициента;
- ошибки обработки (сбоя в работе системы). Исправить можно способом, указанным в предыдущем пункте;
- отсутствия информации о водителе в базе данных РСА (например, по вине страховой компании, не передавшей сведения);
- замены водительского удостоверения в текущем периоде;
- ликвидации страховой компании, с которой был заключен договор на автострахование.
Если на сайте союза автостраховщиков коэффициент бонус-малус указан неправильно, то можно пройти процедуру восстановления корректного значения параметра.
Для этого:
- Необходимо пройти проверку на сайте РСА на несколько предшествующих дат, и выяснить в каком именно месте произошло обнуление параметра;
- Найти предыдущие страховки с указанием верных параметров (если сохранились);
- Подать письменное заявление в страховую компанию. Дополнительно можно обратиться в РСА и Центробанк, который контролирует деятельность страховых организаций. В документе необходимо указать причину обращения и максимально подробно описать суть проблемы. Образец заявления можно найти на сайте РСА или на сайте страховой компании. К заявлению необходимо приложить:
• копию паспорта заявителя;
• копию действующего водительского удостоверения;
• копии страховых полисов за предыдущие годы (при их наличии) или сканы запросов в РСА.
Максимальное время для рассмотрения заявления – 30 дней с момента поступления документа. Если в течение указанного периода получен ответ и КБМ изменен, то проблема полностью решена.
Таким образом, рассчитать стоимость автогражданки, зная базовые тарифы, действующие в регионе проживания собственника транспортного средства и значения всех коэффициентов, повышающих или понижающих общую стоимость полиса, можно самостоятельно.
Для подсчета можно воспользоваться простейшей формулой или онлайн программами, которые представлены на сайтах страховых компаний.
Правила применения и срок действия повышающих значений
Сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП? Стандартный период действия страхового полиса составляет 1 год, причем год не начинается 1 января и не заканчивается 31 декабря.
Срок действия автогражданки начинается непосредственно в день приобретения полиса и заканчивается на 1 день ранее, но через 1 год. Поэтому значение повышающих или понижающих коэффициентов так же действуют 1 год.
Значения всех применяемых при расчете стоимости автогражданки коэффициентов, в том числе и базовые тарифы, регулируются на уровне законодательства и не могут быть изменены страховщиками самостоятельно.
Использование всех рассмотренных коэффициентов обязательно. В противном случае на страховую компанию могут быть наложены штрафные санкции.