Сплав по реке Юрюзань.

Всё никак не могла заставить себя написать про последнее наше летнее приключение. Сначала ждала фотографии от других участников сплава, свои перебирала, потом дела домашние закружили…А ещё была какая-то грустинка, напишешь, и всё-прощание с летом состоялось. Но ведь всё равно неизбежно. Поэтому лучше не будем огорчаться, что ЭТО прошло, а порадуемся, что ЭТО было!
Averchenko

А ЭТО было замечательно! Мы были на сплаве по реке ЮРЮЗАНЬ 9-10-11 августа! Осуществить всё это было уже для нас совсем не проблематично. Опыт был прошлым годом наработан при сплаве по реке АЙ. Да, решили снова сплавиться по прошлогоднему сценарию — с Сергеем Аверченко, путешественником, инструктором по туризму, организатором сплавов по рекам Южного Урала, который живёт в городе Златоусте. Почти на тех же условиях, и почти тот же регион.

Начинается Юрюзань на восточном склоне горы Угловой Машак, одного из самых высоких южно-уральских хребтов, Машак на высоте 964 м. над уровнем моря. Сначала Юрюзань течет на северо-восток по узкой горной долине между хребтами Машак и Кумардак, по урочищу Юрюзанская долина. Далее, выйдя из горной теснины, Юрюзань течёт между хребтами Бакты и Зигальга. В среднем течении Юрюзань выходит из гор на равнину. В нижнем течении, прорезая толщу уфимского плато, река впадает в залив Павловского водохранилища на рекеУфа.

По землям Челябинской области Юрюзань протекает через города Юрюзань, Трёхгорный и Усть-Катав, в Башкирии протекает через сёла и посёлки и впадает в Павловское водохранилище. На Юрюзани стоит известный курорт Янгантау.

karta-yryzan

Немного подредактирован состав команды. Светлана с нами не смогла поехать. Но я взяла с собой Ольгу и Виталика. В принципе и сплав затеян больше для детей. А мы те же дети: нам всё интересно. По сравнению с прошлогодней поездкой, нам стало легче добраться до города Златоуста. Не надо напрягаться на общественном транспорте, есть машина. С другой стороны, это всё таки 290км от нас. Как не крути, это часов пять езды…А в Златоусте надо быть к 10 часам. Надежда приехала накануне. Детей уложили спать пораньше. Сами провели время в полудрёме до 3 часов утра…мне точно совсем не спалось. Рано утром просто встали, выдернули детей из тёплых постелей и загрузились в машину, рюкзаки сложены уже были.

vitalik Моя Юрюзань 652

Забили маршрут в навигатор и вперёд! Ах, хорошая вещь навигатор! Всё покажет и подскажет куда и как ехать! Мозгов бы ещё побольше водителю, чтобы слушаться, а не выкаблучиваться, когда едешь. На трассе попали в жёсткий туман, в добавок к предрассветным потёмкам, при выезде на развязку на Челябинский тракт меня взяли сомнения, туда ли едем, несмотря на указания навигатора. Потому поплутали немного, но справились, выехали куда надо. А дальше уже раздолье! Машин мало, наконец-то рассвело, сомнения уже не грызут, дети на заднем сиденье проснулись, позавтракали и снова угомонились. Мне кружка крепкого кофе выдана и даже с бутербродом…рули да рули, песенки слушай. В Златоусте мы были уже к 9 часам. Хватило времени всё спокойно сделать: разгрузиться, сдать машину на платную стоянку и даже углядеть таких же безбашенных на площади автовокзала. По рюкзакам сразу определили, кто ещё будет в нашей группе.

Остальное уже всё чётко по организации: две Газели, грузовая для катамаранов и вещей, пассажирская, для людей, знакомство краткое, инструктаж на дорогу и выдвинулись в сторону города Усть-Катав, проехать предстояло ещё, примерно, 130 км. Группа очень мобильная подобралась, 16 человек. Семейная пара с девочкой Кристиной — из Югорска, Александр и Сергей (мужчины в самом расцвете лет, сил и связанные многолетней дружбой, аж с детского сада!) из Челябинска, дружная группа из Кусы 5 человек, мы с Надеждой, с моей внучкой Ольгой и внуком Виталием, сам Сергей и его помощник Ваня, молодой парнишка, 17 лет ему всего.

Моя Юрюзань 404

Про Ваню я ещё ниже выскажусь особо, он это заслужил. Как раз получалось на три катамарана, на каждом по двое мужчин для разгрузки-погрузки и управления. В этом году у нас на катамаране капитаном был сам Сергей и потому мы всегда первые были. Детям это доставляло огромную радость и гордость их просто распирала, что мы первые в караване.

Описывать наш сплав подробно , учитывая все достопримечательности по лоции реки, формата блога не хватит. Сплав по реке Юрюзани — это сплав спокойного, семейного отдыха. По крайней мере в среднем её течении, где мы и были. Начинался наш сплав 8 км ниже по течению реки от города Усть-Катав, Челябинская область, и заканчивался около села Новокаратавлы, уже в Башкирии. Проплыли примерно 50 км. По берегам реки везде встречаются живописные гребни скал, поросшие лесом и имеющие разную расцветку. В составе породы явно много железистых руд, некоторые скалы кирпично-красного цвета. В скалах встречаются множественные пещерки, гроты, просто выемки.

Группа осмотрела некоторые пещеры, что находились по пути маршрута: Сквозная(Жеребчиков гребень), Кочкарская(в гребне Хватка), пещера Дворец (Идрисовская, Салаватов глаз), Салаватская ( в Салаватском гребне). Все эти пещеры не сложные для обзора , специальной подготовки и снаряжения не требуют. Но почти ко всем очень крутой подъём и соответственно спуск. Никому из группы препятствием для посещения это не стало. Кроме Ольги. Во время посещений пещер мы с ней оставались у катамаранов чаще. А вот Виталю брали под присмотр Надежда или Ваня, и он залез везде.

Моя Юрюзань 505 Моя Юрюзань 518

Все эти пещеры примечательны тем, что в них находят следы проживания древних людей, много находок костей животных, что встречались только в Ледниковый период. Ну и связь этих мест с известным периодом нашей истории, Пугачёвским восстанием. Всё здесь овеяно легендами и сказаниями о башкирском герое Салавате Юлаеве. В этом районе его родина, деревня Юлаево. По этим местам проходили тайные тропы сподвижников Салавата, в этих пещерах они находили приют, сказы и предания повествуют о таинственных исчезновениях людей прямо на глазах ищеек, что пытались вылавливать мятежников после провала восстания. А секреты просты: пещеры часто имели по несколько входов и выходов. И не всегда чужим людям они открывали свои тайны. Ну а мы, в какой-то мере, прикоснулись к истории…

Нам повезло в этом году. Погода июльская, а вода майская. На реке много мелких перекатов, встречаются и подводные камни. И обычно в августе на этом перегоне было бы много мест, где потребовалась бы проводка катамаранов. А в этом году, после обильных дождей, река полноводная и доброжелательна к сплавщикам. Ну и лоцман у нас опытный, знает и видит по воде, где левым рукавом пройти, где и по середине всем вместе можно просто скользить по течению, наслаждаясь тишиной, красивыми пейзажами. Никаких поселений по берегам реки на этом участке вы не увидите. И это так здорово!

yuruzan

С погодой нам повезло несказанно! У нас многие на Урале жалуются, что лета нет в этом году. А у нас все три дня светило солнышко. Даже не доплыв до первой стоянки, мы уже остановились искупаться, так стало припекать. Дети купались весь сплав и даже не засопливили.

kupanie

Вообще надо отметить, никаких проблем дети не создавали. Они дружно участвовали в общих делах на стоянках, помогали и еду приготовить, и палатки собрать-разобрать. Даже устроили самостоятельно пару конкурсов на стоянках: строили дворцы из прибрежной гальки, рисовали рисунки. А мы вообще на этом сплаве тунеядничали. Даже грести нормально не приходилось. Большая вода позволяла катамаранам просто отдаться течению реки. Часто вместо нас садились дети на вёсла. Им перепало много чего занимательного и интересного. Особенно Витальке. Он в таком восторге от бани походной! И какой молодец: выдержал все заходы со взрослыми, парился наравне.

баня баня2

Он весь поход крутился около Вани. А вот про Ваню я хочу особо рассказать. Он сейчас помощник Сергея на таких сплавах. Ох и шустрый парнишка! И действительно большая помощь от него всем, не только Сергею. Он и свои обязанности быстренько исполнит: палатки поставить, дров организовать, катамараны разгрузить-загрузить. И с мелкими пообщается, чему путнему научит их между делом, правила поведения растолкует, пошутит. И взрослых уважит, помощь во всём предложит. Каждой матери желаю такого сына. И спортом занимается, и в школе( он в выпускном классе учится)  отличник. Доброжелательный, уважительный, ловкий и трудяжка! Весь поход любовались!

Я в этот раз отойду от своего обычного формата расписывать весь маршрут. Ну какая вам разница, что этот гребень носит название Большой Лимонный, а этот Жеребчиков? Эта скала Навесная, а эта протока Журавлиная? Я же не лоцию реки составляю. А просто хочу поделиться с вами красотой нашего Урала и пригласить вас посмотреть эти места самим. Ощутить всю прелесть таких сплавов. Сделать это просто, Сергей круглогодично водит такие группы и не только на сплавы. У него хорошая организация, продуман и быт и питание на маршруте. Увидите столько живописных мест, заведёте новые знакомства, приобщите детей к активному, полезному отдыху. В этот раз я сделала слайд-шоу про наш сплав. Смотрите и наслаждайтесь!

Сплав закончился…и лето на исходе. Но в сердце радость.

Мир огромен! Ко всему хочется прикоснуться руками, глазами, сердцем, душой.Сергей Аверченко

P/S В Златоуст мы приехали около восьми вечера. Ехать в ночь не вариант. Мы ночевали в гостеприимном доме у дочки Надиной подруги, недалеко от Миасса. У Нади везде друзья. А выехали мы утром уже 12 августа и повезли сначала Надежду и её рюкзаки домой. У меня ещё с того похода её рюкзак гостил. Путь не близкий-350 км, но проехали мы его спокойно. Ну чуть-чуть только поблудили на выезде на М-5…в характере у нас…блудить. И только через сутки, 14 августа мы с детьми вернулись домой. А дома мне внук Яша претензии предъявил, что его не взяли. Придётся ещё куда-нибудь сплавиться с Сергеем. Но это будет уже на следующее лето….

Похожие записи:

Получать новости на e-mail:

1. Какая красота! И название реки какое поющее — Юрюзань… Прекрасные места, такая природа!

2. О новом сплаве я начала мечтать сразу после реки Ай в июне 2013 года. Сначала робко предлагала, а потом мечтала «в подушку», поэтому я больше всех была рада твоему неожиданному предложению-«поедем на сплав»!http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gifПримерно так я радовалась, и не зря. У нас все получилось и получилось отлично.http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif Этот кусочек лета будет меня согревать длинными зимними вечерами, я много-много раз пересмотрю и фотографии, и презентацию, и видео, и втихушку буду мечтать о сплаве по Белой или Серьге…http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif

3. http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gifа ошибки…не даёт исправитьhttp://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif

4. Дарьяша:

Да уж, выглядит все просто волшебно) Я сама мечтаю о походе в таком духе, но приходиться ждать пока сын подрастет!

5. А мы в начале сентября по Нижним Сергам хотели сплавится! Все подготовили, но с погодой как-то не согласовались! Оставили свою затею, а было тепло :(

А сплав это здорово! Ни разу не сплавлялся и очень хотел!

• Так и напрашивается один ответ: ну какие ваши годы…всё ещё будет!!! А поехали с нами на следующий год? У нас в планах или Белая…или та же Серга.

• Кстати! У нас группа из 6-8 человек! Мы можем объединиться! Вообще, хотели с ночевой! Привал устроить у Карстового моста, а на следующий день продолжить!

Это хорошая идея, мы вернемся к ней еще :)

6. Отличное путешествие получилось — столько впечатлений! Я сама в сплавах не участвовала, а вот ближние и дальние походы на яхте знакомы не понаслышке. Правда, давно это было.
    Галина, а вы не знакомы с Виталием Сердюком? У вас даже блоги имеют похожие названия :)

• Ой, как не хорошо-то получилось…В суете будней не отреагировала на ваш комментарий, Мария! Простите сердечно!Поход на яхте…для меня мечта идиота,потому как яхты ни у кого из знакомых нет.Самой если только обзавестисьhttp://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif…шучу,ставить некуда.Про Виталия наслышана от других блогеров, но как-то его блог не вошёл в круг, комментируемых мною, блогов.Он увлечён ориентированием? Про него разговор?