С Новым учебным годом!

 С Новым учебным годом нас всех!

И хоть выпал август месяц и события, произошедшие в этом месяце, из хронологии блога, с поздравлениями к Дню Знаний я не опоздала сильно. Мы вчера отметили его, но почти по всей стране он сегодня, 2 сентября.

А лето было?

Немного можно подвести итоги лета. Началось лето очень удачно, сплавом на реке Ай, но на этом всё  интересное и закончилось. И погода была хорошая в это лето, и желание новых приключений на должном уровне, но не было возможностей уехать куда-либо далеко и надолго. Смогли в августе только ненадолго уехать к моей подруге Надежде в деревню. Но для меня элементы приключения присутствовали в этой поездке. Я её совершила на своём автомобиле и не в качестве пассажира. А ехать до Надежды больше трёхсот километров от нас. Понятно, что с моим опытом вождения, это не очень просто исполнить. Тем более, что в моей машине было двое детей, Ольгу и Павла я брала с собой.И груз ответственности повышался из-за этого. Поэтому, всё-таки , я не рискнула ехать совсем одна. Туда нас провожал на своей машине мой старший сын Данила , обратно компанию составил зять Сергей. Думаю будет лишним расписывать, как душевно мы отдохнули у Надежды. Со мной было трое , Виталика ещё взяли в этот раз, Надина внучка Соня, подружки Сони, Виталинка и Уля . Вообщем на нас двоих четверо детей постоянно, плюс двое периодически.

DSC_58805 DSC_62805
Рыбалка 1175 DSC_59265
DSC_63035 DSC_62515

Но с богатым педагогическим опытом моих подруг-учителей всё обошлось без лишнего стресса. Мы успевали и кормить-поить эту ораву, и нагуляться, и за грибами сходили неоднократно , вернее съездили, и даже покупаться ещё успели в речке, благо первые деньки были жаркими. Большое спасибо Надежде за гостеприимство! Надежда с нами прокатилась обратно, переночевала у нас и поехала навестить родственников и друзей в Челябинске. Экзамен на вождение я, по её оценке, сдала им на пятёрку. Удалось несколько раз и у них в округе покататься по просёлочным дорогам. Но это не трудно было, гаишников там не наблюдалось.

Как бы не было грустно, лето закончилось. Опять учебный год начинается. У нас в семействе, как в считалочке…раз, два, три…В первый класс пошёл Яша! Во второй перешёл Виталя, и третий класс у Ольги. Ну Настёна большая совсем, в седьмой класс уже пошла.

DSC_76255
DSC_15915
DSC_72885
DSC_484355

Домашнее обучение.

В прошлом году,  после Олиной операции, мы поняли, что с посещением школы Ольга не справится , и мы вынуждены были перевести её на домашнее обучение. Сначала всё это вызвало панику у нас. Как всё это будет происходить? Справимся ли мы с этим? Насколько пострадает качество обучения для Оли? Сегодня мы уже можем поделиться и своим опытом , и подсказать, как организовать процесс обучения для ребёнка на дому. Некоторые мысли вслух.

Давайте разберёмся сразу: наше домашнее обучение не прихоть родителей, нет никакого осуждения  школьно-образовательного процесса, и желание закончить начальные классы экстерном тут совсем не причём. Для Ольги это единственная возможность вообще учиться. Была надежда, что вторая операция, восстановление в течение года , позволит Ольге нормально посещать школу в третьем классе. Но чуда не произошло…результаты второй операции привели к тому, что перестал справляться митральный клапан, встал вопрос о замене его на искусственный имплантант и в этом году всё завертелось по накатанному сценарию…начало учебного года, операция, домашнее обучение. Не можем изменить ситуацию, приходится менять отношение к ней.

Как организован процесс обучения у нас? Три раза в неделю к нам приходит учительница. Олин класс учился со второй смены, к нам учительница приходила в 9-30 и работали они до часу дня. Конечно основными предметами были математика, литература, русский язык, природоведение или Окружающая среда. Скажу сразу, труды и рисование, музыка, как не основные, оценивались только номинально . По трудам оценка выставлена за различные поделки Ольгины, которые она сделала сама, или с нашей помощью. Музыка- Ольга посещала вокальный кружок при реабилитационном центре Солнышко, пела, участвовала, по мере сил, в различных праздничных мероприятиях в спектаклях и постановках. То есть те азы музыкального образования, что даются в начальной школе, она усваивала и в Солнышке.

Ольгин класс обучается по математике по программе Петерсона. Кто знаком с этим, знает, это более усложнённая методика преподавания математики в начальных классах, чем по ФГОС. Учительница у нас фанат этой методики. Материала даётся очень много, но во-первых, он даётся последовательно, во-вторых очень много возвращений-повторений пройденного. За один час занятий с учителем проходили иногда две-три темы за раз. Учитель даёт основное, понятия, термины, принцип решения. В остальные дни мы самостоятельно решаем задачи и упражнения по теме. В дни, когда Оля занимается с учительницей, это-вторник, среда, четверг, домашнее задание только к следующему дню. В четверг, соответственно, на четыре дня сразу. Да, у нас не было понятия выходные дни. В связи с отставанием по программе из-за месяца в стационаре и месяц после операции, запрещают контакты с детьми. Надо было догонять класс, к концу учебного года мы даже шли с опережением.

По русскому языку всё как обычно, разборы орфограмм, запоминание словарных слов, диктанты по прошедшей теме, упражнения. Но методы преподавания меня восхищяют! Очень много личных наработок у учительницы, не стандартный подход. Оля сделала ошибку в слове “костёр”, с буквой А написала. “Оля! Запоминай- КОстя разжёг кОстёр!” И у ребёнка ассоциация на всю жизнь. А орфограммы разбираются даже в словах в тетради математики. У этой учительницы дети грамотные выходят из начальных классов, это уже доказано жизнью.

Домашнее образование – плюсы для нас:

  • Ребёнок не носит тяжёлый портфель. При наших проблемах с сердечной деятельностью, наблюдается мышечная слабость. И очень выраженная. Нет дополнительной нагрузки.
  • Ребёнок не отсиживает дополнительные часы в школе.Согласитесь, нагрузка колоссальная в школе, уроков больше,чем нам дома достаётся.
  • Исключены лишние контакты с детьми. Коллектив детский – это лишние инфекции, случайный травматизм, эмоциональная перегруженность.
  • Ритм обучения более адаптирован под конкретного ребёнка. Быстрее материал усвоила, нет излишней траты времени. Не усвоен материал – сразу выявляется это и дополнительно объясняется.
  • Ребёнок, всё же, может отдохнуть по потребности, а не по возможности. После занятий с учителем, обязательный отдых перед выполнением домашнего задания, перерывы в процессе выполнения по потребности.

Домашнее образование – минусы:

  • К нам не ходит учитель английского, не  хватает разрешённых часов. Можно только в ущерб основных предметов добиваться обучение на дому. Придётся самостоятельно подтягивать Ольгу до уровня класса, когда отменят нам домашнее обучение.
  • Дисциплинарные моменты, режим отдыха и самостоятельной работы ребёнка, нагрузка на других членов семьи в плане организации этих вопросов, контроль. Выработать дополнительно ответственность и умение самоорганизовать свой процесс обучения у самого ребёнка.
  • Частичная обособленность от жизни класса, от детского коллектива вообще.
  • Мне приходится присутствовать на занятиях Ольги с учительницей. Чтобы знать, как объяснить новую тему.

Немного выскажу своё мнение по минусам. Да пусть с ним, английским, догонит в своё время. А вот дисциплинарные моменты зависят намного от взрослых. С Олей большую часть времени провожу я. Иногда очень жалко её, и её усталость я быстрей учительницы диагностирую, и мне постоянно приходится балансировать в пределах “разумной” жалости, искать баланс между “заставить” или отступиться. Я бываю строга к Ольге, быстрей заставлю сделать, чем попуститься мелочами. И только понимание того, что жизненный путь не совсем простой у этого ребёнка будет, в ней просто необходимо вырабатывать характер борца, иначе будет ещё сложней ей в жизни, заставляют меня переступать через черезмерную жалость. Нам не легко всем. Но надо бороться. Надо создать условия и возможности  для учёбы и для отдыха, учесть и проблемы со здоровьем, но и учесть, что время необратимо…простые детские радости тоже надо предусмотреть. А ведь ей хочется как всем детям: бегать, кататься на велосипеде, коньках…Она после, активно проведённого дня, день просто отлёживается . Поэтому иногда приходится и активность ограничивать, силы для учёбы поберечь.

Что самое определяющее в домашнем обучении? Я считаю личность учителя. Как нам повезло в этом плане! Илона Александровна просто подарок судьбы нашей Ольге! Она отрабатывает на занятиях с одним ребёнком, будто весь класс перед ней. Энергично, развёрнуто объяснит тему, с множеством, годами наработанными, примерами и фишками. Сразу улавливает, где Ольга недопоняла, остановится на этом моменте, всё разжуёт. Следит постоянно, что Оля читает помимо школьной программы, всегда посоветует хорошую книгу. Делает большую скидку и на утомляемость от усвоения нового материала, и в то же время требовательна. Похвалит и поругает вовремя. Её заслуга, что Ольга не теряет связь с классом. Учительница учит класс дружить. Она обсуждает в классе и Олины успехи и её трудности. Учит разумному состраданию детей в классе. Дети приходят к Ольге домой, держат её в курсе всех событий в классе. Нас всегда приглашают на различные внеклассные мероприятия, мы ездили с классом на экскурсии. Илона Александровна поддерживает в Ольге разумное тщеславие, гордится её успехами. Она даёт Ольге попробовать свои силы в школьных олимпиадах, хотя остальные дети получают дополнительные занятия, дополнительные уроки проходят, например, для участия в Кенгуру. Ольга участвовала в многотуровой школьной олимпиаде по математике, заняла второе место по школе.

Согласитесь, было бы в разы трудней всем, если бы ребёнок испытывал значительные  трудности в освоении школьной программы. У нас с этим всё благополучно. Ольга самостоятельно делает уроки, готовит пересказы, учит новые правила. Иногда обращается за помощью, достаточно направить её мысли в нужном направлении и она ухватывает быстро правильное решение. За мной больше контроль когда и сколько делать, накормить вовремя. Экономит Ольга и своё и наше время, а особенно наши нервы. Обучаемая девочка, спасибо хорошим генам!

DSC_7858В этом году мне уже спокойнее. Появилась уверенность, что домашнее обучение мы с Олей потянем с помощью Илоны Александровны. И огромная благодарность, что она не бросает Ольгу. На неё ведь огромная дополнительная нагрузка ложится. И не надо мне говорить, что она за это деньги получает. Хорошо, что получает. Сомневаюсь, что адекватно затраченным душевным качествам её. Благодаря её профессионализму Ольга получает достаточно помощи, чтобы не то что не отставать от обычных детей, но в чём-то и превосходить.   И мы рады, что Олин синдром (я его так называю) авторитетности учителя направлен на достойный объект. Я спрашивала Ольгу : почему ты делаешь все заданные задания? Ну не делай…Её ответ был: Но учительница расстроится, если я не сделаю. И сейчас нам очень помогает, что Ольга доверяет своей учительнице и не хочет её огорчать. А у самой у неё, у Ольги, вырабатывается ответственность, трудолюбие и это не раз выручит её в жизни.

Большая статья получилась.Но и проблема не маленькая для многих деток, которым приходится учиться дома. Ещё больше эта проблема затрагивает родителей таких детей. Бояться домашнего обучения не надо. Приходится просто больше времени уделить организации процесса обучения, больше внимания и помощи обеспечить ребёнку. И вовлечь самого ребёнка в эту ответственность. И тогда всё получится!

Всех с Новым годом! С Новым учебным годом! Поздравляю всех, кто снова пошёл учиться и учить! Пусть всё получается достойно и у тех, и у других.

А у кого-то из читателей блога есть опыт домашнего обучения? Хотелось бы и другие мнения услышать, обсудить . Поделитесь в комментариях, пожалуйста.

Похожие записи:

Получать новости на e-mail:

  1. Галя, слушай, тебе бы надо эту статью куда-нибудь в прессу. Всё по существу, по пунктикам. Это ведь отличный методический материал!

    • Я не методист,Ирина. Я просто бабушка «особенного» ребёнка и поделилась нашим опытом. Но чтобы полностью им воспользоваться надо свести три составляющие вместе: профессионализм нашей учительницы,способности самого ребёнка, огромное желание успевать всё, не смотря ни на что…Как то так.

  2. Надежда:

    Лето было!!! Только маленькое…Очень жаль, что мало попутешествовали и мало пообщались.И с детьми не всю программу выполнили, я им обещала поход с ночевкой в палатке…Но всё равно было ЗДОРОВО!!!А за вождение я тебе к пятерке плюс добавила, после того, как ты на Ревуне вырулила!
    Про домашнее обучение, я в принципе против него, несмотря на большое количество плюсов. Но с Олей это правильное решение, она молодчинка! Илона Александровна очень хороший учитель! Моё большое уважение за её труд и доброту к детям!

  3. Наталия Хоробрых:

    Галина, я понимаю, что у Вас вынужденная ситуация. Мы на домашнее обучение перешли осознанно. НО!
    Я твердо считаю, что младшую школу ребенок должен отходить в школу + 4-5 кружков по выбору.
    А вот средняя и старшая — там надо смотреть по ребенку.
    Когда мне мой сын предложил, то я в первый момент растерялась: особенно в организационном плане. Но когда это осознанное решение, и ребенок уже чувствует, что школа ему дает меньше, чем он хочет взять — то тогда домашнее обучение — просто благо!!!

    • Спасибо,Наташа,за комментарий.Я тоже считаю,что должен,ребёнок,жить с коллективом…у нас нет выхода другого.И вообще…когда у нас ругают образование,действительность нашей жизни,я всё время помню,другого нашим детям никто не припас.Может легче учить детей жить разумно и успешно в этой действительности,чем ругаться?
      В каком вы классе? Как организовано домашнее обучение? В кратце…можно?

  4. Какое счастье, что у нас есть такие учителя, такие бабушки и такие твердые орешки, как твоя Олечка!
    Много сил и умения всем вам! С новым учебным годом!

  5. Галина Гармай:

    Галина! Желаю вам с Оленькой успехов в освоении нового формата обучения. Я уверена, у вас все получится — иначе быть не может!
    А вот что касается лета, даже у нас, в Крыму, оно просто оборвалось. Ушло.Но судя по прогнозам синоптиков, обещало вернуться!
    Здоровья, радости жизни и верных друзей!

    • Спасибо за пожелания, тёзка.Что касается лета,с погодой у нас как раз всё нормально…Для меня лето-это время путешествий, а в этот раз просто всё откладывается на осень!

Прокомментировать

http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif