Пять дней в племени Гайавата.

Начинается этот необычный лагерь с самодельного шлагбаума и вывески, неподалёку от административного корпуса природного парка  «Оленьи ручьи».

Нет…немного не отсюда. Начинается он с детских фантазий, когда «образ гордого, свободолюбивого, в шикарном головном уборе из перьев с томагавком в руках, североамериканского вождя» будоражит их воображение и им хочется, хоть ненадолго, окунуться в эту «героическую, где-то примитивную, но такую поэтическую жизнь». И вот наяву «оживает Северная Америка времен пионеров дикого запада; времен, когда индейцы еще были хозяевами на своей земле; времен Чингачгука и Виниту, Гайаваты и Следопыта.»

 

Мы переступаем за этот шлагбаум и начинаются наши приключения с племенем Гайавата. У ручья, на большой поляне находится территория этого племени, где спят в вигвамах, едят простую, здоровую пищу под навесом, на улице, учатся премудростям «индейской» жизни более двух десятков мальчишек и девчонок в возрасте от 10-до 14 лет. А помогают им постигать эти премудрости «мудрые» взрослые «старейшины» племени и такие же, как они сами, ребята-подростки «старшие воины». И правит тут только один закон: МЫ ОДНО !

 

 

Приехали мы втроём: я, моя внучка Олюшка и подруга Надежда. Не успели мы поставить свой «вигвам», простую двухместную палатку, как уже звучит клич : Племя! Сбор на поляне! Нам объясняют задачу, как правильно собраться и одеться, окончательное построение и выход через 20 минут. Мы идём к назначенной цели «тайной индейской тропой» через территории враждебных племён. Накрапывает дождь, трава по пояс, мокрая от дождя, лесные дороги размыты и ноги скользят постоянно. Наш отряд, растянувшись змейкой, пробирается по лесному массиву. Стараемся не отстать за, ведущим нас, «старшим воином» Ункасом.

 

Между мной и Олей происходит такой диалог:
-Бабушка!Что сделают индейцы, если захватят нас в плен?
-Снимут скальп (добрая бабушка!)  побреют налысо…поэтому тихо!
Оля идёт, крепко задумавшись…и делает вывод:
-Если на нас нападут индейцы…я буду тебя защищать! Ведь мы одного племени…племени Исаевых.
Этот ребёнок очень остро чувствует свою принадлежность семье,племени,роду…

 

Прогулка закончилась поздно вечером, прошли мы около десяти километров. В лагере ужин и сбор на «СВЕЧУ». Всё племя собирается под навесом у костра. Старейшина поднимает ладонь вверх…ТИХО ВСЕМ ! Зажигают свечу и передают её по кругу. Все говорят, что понравилось, или не понравилось за день. Благодарят друзей за оказанные услуги, высказывают свои просьбы и желания индейцы племени Гайавата. На «свече» можно говорить всё. Можно выразить недовольство руководителям. Можно высказать свой восторг. Можно высказать свою обиду соплеменникам. Выслушают обязательно всех. Присутствовать на «свече» обязательно и индейцам, и руководству, и гостям лагеря. После закрытия «свечи» наступит время «тишины». Отбоя в лагере нет: хочешь-спать иди, хочешь-песни пой у костра, хочешь с друзьями разговор заведи, но это не должно мешать другим отдыхать. И подъём для всех одинаково.
Там же, на «свече» проходит обряд призвания шамана на помощь. Ох, как нужна помощь духов послезавтра племени! В парке несколько лагерей. И проводится фестиваль между лагерями. И себя достойно представить надо, и в футбол обыграть соперников. Нет, не обойтись без помощи шамана. Но он просто так не придёт. Ожидание затянется ещё на день. В этот день племя успеет сходить на скалу «Лягушка». Путь опять не близкий, а палящая жара добавит испытаний.

А у скалы пройдут испытание огнём молодые воины племени. Если не пройдут, духи отвернутся от племени и никакой шаман не поможет! Надо разжечь самостоятельно костёр, распалить его побольше и продержаться он должен без помощи извне долгих полчаса. Это не простое испытание, накануне дожди шли, в лесу всё сырое, трудно кору найти для розжига, веток сухих наломать. И не все воины проходят его. Но один смельчак не только продержал свой костёр, положенное время, но и угли сохранил для возрождения костра на становище племени.Честь и слава от племени, тебе, индеец Ваня!

 

 

 

 

 

А в лагере на новое испытание собирается другой молодой воин. Трусам и паникёрам никогда не стать «Ночным охотником». Воина отведут в лес поздно вечером, оставят одного в условленном месте. У него есть всё для того, чтобы продержаться эту ночь в лесу: спички, фонарик, нож, еда, спальник, смелость его. Лишь бы умения хватило разжечь костёр, устроить ночлег себе под навесом, приготовить чай горячий, пищу добыть из консервной банки. Смешно? А вы пробовали? Одни, в лесу, ночью…А ведь это дети. А ночью в лесу своя тень пугает, каждый писк птички малой, рёвом зверя невиданного кажется…А не выполнишь хоть одно условие испытания — не зачтётся оно тебе. И поэтому слагаются уже свои легенды и байки в племени о «Ночных охотниках». И гордятся, по-праву, девчонки и мальчишки, этим званием , заслуженным смелостью и ловкостью своей. Не прошёл Илюха испытание в этот раз: хоть и проспал до 5 утра в лесу один, но не смог костёр развести, пищу добыть…Но такой не сдастся! Характер есть у парня! Удачи тебе, Илюха в следующий раз!

Следующий день начинался буднично и прозаично — зарядка, завтрак, обсуждение предстоящего фестиваля, танец общий разучивали, апаши, рубахи индейские, расшивали.Что за индеец без украшений и раскраски? Умения свои все в ход пустили! Кто фенечки  да вампумы плетёт, кто бусинами расшивает рубаху, кто фломастером рисует по быстрому. Ай, умельцы! Старшие воины помогают, советы дают. Фантазия разыгралась у всех! А Надежда больше всех постаралась! Вот это апаш-не стыдно и шаману показать! Если услышит нужду племени…если придёт…все в ожидании.

 

 

И вдруг, далеко у кромки леса, еле слышно, зазвучал клич призывный, звуки бубна нарушили рабочую атмосферу лагеря…Что это? Вот радость в племени Гайавата! Услышали духи просьбы и призывы -идёт шаман Шегир  в лагерь! Ну теперь всё будет правильно! Один вид шамана свидетельствует, что благосклонны духи к племени и удача с ними! И будут награды за ловкость в игре, радость победы. И снова чувство «Мы ОДНО!» захватит всех индейцев, этого мирка, в добрый плен.

 

 

 

 

 

Не все приключения изложены здесь, не все они прожиты с племенем Гайавата. Мы уехали, прожив 5 дней. Олюшке трудно ещё такие нагрузки переносить, я  очень ей горжусь: хороший ходок! Не каждый ребёнок столько пройдёт за пять дней. В общей сложности пройдено больше 50 километров. Мы побывали почти во всех уголках парка «Оленьи ручьи», в Большом провале, в пещере Дружба. Мы познакомились с весёлым народом племени Гайавата. Мы загадали у памятника «Ангел единой надежды» (снимок справа) сюда вернуться. Мы много успели.

 О самом лагере я выскажу несколько мыслей. Этот лагерь не для всех. И не потому, что надо вживаться в эту ролевую игру, а для этого надо взрослым быть немного ребёнком, а ребёнку проявить взрослое желание быть там и оставаться.

В этом лагере дети проявляются, как нигде. Здесь многое зависит от характера. Или он есть, или его нет. В лагере научат преодолевать трудности, самообслуживанию, навыкам, полезным, для жизни…В лагере научат любить природу, понимать, беречь и защищать её. В лагере научат дружить и раскроют самые лучшие стороны души ребёнка. Не думайте, что всё там настолько сурово, что дети сами по себе. Нет, в лагере есть доктор/знахарь Моква-Мид/, умные наставники/мудрый великий вождь Тали, боевой вождь Зоркий Сокол, старшие воины Ункас, Инка и Анита/, вкусно накормит повар /кормилица Амо/, следят за гигиеной, купания, баня. Но ребёнок должен хотеть всему этому научиться и быть готовым к преодолению определённых трудностей. А наши дети изнежены и избалованны. Мы много делаем дома за них. А там они не Ванечки, Русланчики и Светочки. Там они часть племени, коллектива, воины-индейцы.  Дома они не умеют принять простейшее решение, обслужить себя. А вот там этого сполна! И не смотря на трудности,  вопреки им, многие возвращаются снова и снова. Может их влечёт туда, потому что они уже часть этого «одного»?

Есть такое племя — Гайавата!

Земля — моё тело!
Вода — моя кровь!
Воздух — дыхание!
Огонь — мой дух!
Мы — одно!

Похожие записи:

Получать новости на e-mail:

  1. Светлана Сидорова:

    Здорово! Романтично! Интересно всё, что связано с индейцами!

  2. Я еще долго буду вспоминать эти дни, проведённые в Гайавате. Впечатлений и мыслей много. Одно точно могу сказать-я познакомилась с людьми, которым не безразлично какими вырастут дети, чему научатся, что запомнят они из своего детства.Спасибо им за энтузиазм и неравнодушие.

  3. Ольга Батырева:

    Галина, у меня мурашки по коже…

    Как представила, что мой ребенок один в лесу, да ещё ночью!!! Да, это испытание не для слабонервных родителей.

    Иван Платонов скидывал ссылочку о лагере, и делился информацией, что со следующего года будет не просто детский лагерь, а семейный.

    И всё равно мурашки по коже… Хотя сама в детстве ежегодно ездила в пионерский лагерь, иногда даже по 2 сезона. Но это совсем другое. Нет, я всё-таки не экстремальная мамаша оказывается.

    А возможно ещё мальчишки слишком маленькие (5 и 8 лет). Показала старшему, посмотрел фотографии и видео и сказал, что он мальчик городской и ему это скучно. А у самого глазки заблестели. Н-да!!!

    С уважением, Ольга Батырева.

    • Галина Исаева:

      Да, Ольга…не для всех детей это важно, самоутверждение, проверка на смелость.А уж, не для всех родителей, даже таких детей, это точно!

  4. Эту статью хотелось бы иметь в качестве редакторской колонки на сайте http://www.gaiavata.ru.
    Конечно, тему «5 дней…» убрать, и всё будет — как обзорная статья всего проекта Гайавата.
    Статья освещает не только события, но и чувства, что встречается невероятно редко в статьях.
    Ну и понятный язык, читаешь, и хочется читать далее.
    Вот причина, почему эту статью я бы с удовольствием видел бы вводной статьёй о лагере Гайавата.
    Спасибо, Галя, за качественный материал и за полноценное освещение нашей индейской жизни.

    • Галина Исаева:

      И тебе, Иван, спасибо на добром слове. Насчёт вводной не знаю..не стоит. А как отзыв размещу на сайте. Вот только с Василием свяжусь сначала.

  5. Очень интересный лагерь. Получается можно семьёй приехать в детский лагерь и участвовать вместе во всех мероприятиях и пройти все маршруты. А самое главное, чего наверное многим не хватает «для этого надо взрослым быть немного ребёнком, а ребёнку проявить взрослое желание быть там и оставаться»- хорошие слова. Галина, спасибо за информацию, с детьми пообсуждаем.

    • Проект, действительно интересный…проверен временем. Мы были в 2011году, ответ пишу в 2016г. Значит востребовано! Дети разные, понятно…кто-то больше не приедет, а кто-то уже «старший воин» за эти годы стал. Ункас уже вырос до руководителя лагеря, заменяет с успехом отца. Обращайтесь на сайт за информацией, Валентина, или напрямую у меня спросите. Я поддерживаю общение с организаторами лагеря.

Прокомментировать

http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://stopmig.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif